Главная » Файлы » Педагогу » Уроки |
04.05.2011, 12:11 | |
Цели урока: повторить основные понятия, формулы, физические величины и их единицы, факты по теме «Механические колебания», развивать познавательный интерес, умение объяснять физические явления, решать задачи на расчет параметров колебательного движения, на нахождение зависимости между величинами; учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников, воспитывать взаимопомощь учащихся. Ход урока: Сегодняшний урок мы проведем в виде игры «Счастливый случай». Представляю команды: А теперь каждая команда должна выбрать себе капитана. Капитаном должен быть самый эрудированный из Вас, так как именно капитан будет определять отвечающего на некоторые вопросы. Во время обсуждения у Вас может прозвучать несколько версий ответа, а капитан должен выбрать правильный ответ (по его мнению). Как видите, на капитана возложена большая ответственность в игре. Обязательное условие игры – взаимопомощь. Задания старайтесь выполнять сообща, помогайте друг другу. 1 гейм. «Гонка за лидером» Вопросы я буду задавать каждому из вас по очереди. За каждый правильный ответ команда будет получать по 2 очка. Если участник команды дает неверный ответ или не может ответить, на этот вопрос может ответить команда, но тогда она получит только 1 очко. На обдумывание ответа не более 5 секунд. Вопросы первой команде: 1. Дайте определение амплитуды колебаний. 2. Как называется график колебательного движения? 3. Дайте определение периода колебаний. 4. Что является причиной затухания колебаний? 5. Единица измерения частоты колебаний в СИ. 6. Что такое пружинный маятник? 7. Амплитуда колебаний 8 см. Чему равно смещение? (8 см) 8. Частота колебаний 2 Гц. Чему равен период колебаний? 9. В какой точке колебательного движения потенциальная энергия равна нулю? 10. Дайте определение резонанса. 11. Какие колебания называются свободными? 12. Под действием каких сил происходят колебания нитяного маятника?
Вопросы второй команде: 1. Дайте определение частоты колебаний. 2. Какие колебания называются затухающими? 3. Единица измерения периода колебаний в СИ. 4. Под действием какой силы происходят колебания пружинного маятника? 5. Наибольшее смещение тела 4 см. Чему равна амплитуда колебаний? 6. Период колебаний 10 секунд. Чему равна частота колебаний? 7. Почему нитяной маятник не останавливается в положении равновесия, а движется дальше? 8. В каких точках колебательного движения потенциальная энергия тела максимальна? 9. В чем особенность колебаний, происходящих в безвоздушном пространстве? 10. Дайте определение вынужденных колебаний. 11. Приведите пример свободных колебаний. 12. Формула связи периода и частоты колебаний. 2 гейм. «Ты – мне, я – тебе.» Команды по очереди задают вопросы соперникам. За каждый правильный ответ 2 очка. 3 гейм. «Темная лошадка» Внимательно послушайте строки из биографий выдающихся физиков. Попытайтесь определить, о ком идет речь. Право ответа у команды, капитан которой первым поднимет руку. За правильный ответ после первой подсказки 6 очков, после второй 4 очка, после третьей 2 очка. Внимание! Задание №1. Подсказка 1 . Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра Первого, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меншиков был безграмотным. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны. Подсказка 2 Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее богу, по словам Ф. Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему. Этот ученый – физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений. Подсказка 3. Философ Г. Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, Яблоко Париса и яблоко … ( Ответ: Исаак Ньютон ) Задание №2. Подсказка 1 . Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. История статики началась с Архимеда, история же механики неразрывно связана с именем этого ученого. Подсказка 2. Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет – в 1737 году прах ученого, согласно его завещанию, был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело. Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины папа римский Иоанн Павел Второй выступил с заявлением , в котором признал, что гонения церкви на ученого были напрасны: он был прав. Подсказка 3. По образному выражению, этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и победить «на коленях». ( Ответ: Галилео Галилей ) 4 гейм. «Заморочки из мешочка» Участники каждой команды по очереди вынимают бочонки с номерами. На обдумывание ответа 20 секунд. За правильный ответ 5 очков. В случае неверного ответа могут ответить соперники и получить также 5 очков. 1. Существует ли колебательное движение, для которого период равен частоте. Если да, то чему равны период и частота такого движения? (1 секунда, 1 Герц) 2. Как привести в колебательное движение маятник стенных часов, сообщив ему только потенциальную энергию? (Отвести от положения равновесия) 3. Когда полная механическая энергия колеблющегося тела равна нулю? (Если тело покоится) 4. Амплитуда колебаний 5 см. Чему равен путь, пройденный телом при колебательном движении за период? (20 см) 5. (Бочонок «счастливый случай»; если команда дает верный ответ, то получит 10 очков) Амплитуда колебаний точки струны 1 мм, частота 1 кГц. Какой путь пройдет точка за 0,2 с? (80 см) 6. Как изменится частота колебаний нитяного маятника при увеличении длины нити в 3 раза? (Уменьшится в √3 раза ) 7. Как изменится частота колебаний пружинного маятника при уменьшении массы груза в 4 раза? (Увеличится в 2 раза) 8. Как изменится ход часов с маятником на металлическом стержне при повышении температуры? (Будут отставать) 9. По графику колебательного движения найти амплитуду, период и частоту колебаний. 10. Маятник за 2 минуты совершил 200 колебаний. Найдите период и частоту колебаний. 5 гейм. «Дальше, дальше…» За 1 минуту нужно написать как можно больше примеров колебательного движения. За каждый пример 2 очка. Подведение итогов игры. Выставление оценок. | |
Просмотров: 894 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |