Главная » Файлы » Педагогу » Уроки

Урок географии 6 класс "Породы, слагающие земную кору"
04.05.2011, 12:16
Кузьменко М.А. учитель биологии и географии ССШ№2 г.Актобе
Урок географии 6 класс
Тема:
«Породы, слагающие земную кору».

Цели:Образовательная: дать знание учащимся о горных породах.
развивающая: формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
воспитательная: воспитывать интерес учащихся к предмету, уважение друг к другу.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема замечания горных пород.
Лит-ра: учебник 6 кл, доп. материал.

Ход урока
1.Приветствие.
2. Изучение нового материала.
Вначале учитель в ходе беседы задает учащимся следующие вопросы:
1.Как устроена Земля?
2. Для чего изучают земные глубины?
3. Какие горные породы вы знаете?
4. С какими горными породами вы знакомились на экскурсии?
Вывод беседы, сделанный учителем, подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
Далее учитель рассказывает учащимся сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын- удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына . Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: « Отправляйся, Иван- царевич. Мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли , дошел до чужого царства государства. Видит: перед ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись- « Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: « Что мил человек, голову повесил?» « Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. « Есть-то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей и стережет его прекрасная царевна». « А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. « Нужно вырыть глубокий колодец»,- отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная.
- Ребята найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.

Название цвет твердость Пачкает ли руки? Где применяется?

Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становится горные порды. Попадаются ему железняки- бурый, магнитный, руды полезных ископаемых металлов.
--Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматические.
Совсем глубоко опустился Иван- царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
Песок—песчаник—кварцит-- кварц;
Известняк—мрамор; гранит--- гнейс;
Графит—алмаз.
Их называют метаморфическими. Наидите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван- царевич. Ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна. «Загадывай,- сказал Иван- царевич,- попробую отгадать!»
Ребята отгадывают загадки.
1.Черен, как ворон, а греет, как солнце. ( Уголь).
2.Белый, как сахар, но не сладкий. (Мел).
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разуму не наберешся.
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (соль).
« Молодец, Иван- царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания как ключ, открывают любые замки и двери»,- сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
3. Закрепление.
Работа с текстом учебника.
--Найдите определение в тексте: что называют магматическими горными породами.
--Прочитайте, как они образуются.
-- Найдите определение осадочные горные породы.
-- Где можно встретить осадочные горные породы?
-- Где и как образуются химические горные породы?
-- Рассмотрите рисунок 33 на стр. 50 « Образование органических пород».
4. Домашнее задание: №17 заполнить таблицу.

Горные породы
Магматические Осадочные
глубинные излившиеся Неорганические Органические
обломочные химические

5. Дополнительный материал:
Имена уральских минералов
Немало найденных на Урале минералов названо именами людей и географических пунктов.

Специализированная средняя школа №2

Открытый урок

« Породы, слагающие земную кору».

Провела: Кузьменко М.А.

Г. Актобе

Категория: Уроки
Просмотров: 1869 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]