Главная » Файлы » Педагогу » Уроки |
19.04.2011, 17:19 | |
Вид занятия: Урок – путешествие 1 класс. Программа В.С.Кузина. Тема: Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи: розан и купавка. Цель: Познакомить детей с городецкой росписью, с ее происхождением. Задачи: - Познакомить с орнаментальной композицией городецкой росписи; - Познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка; - Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов городецкой росписи; - Настраивать детей на праздничное радостное восприятие произведений народного искусства. Оборудование: Для учителя: - Класс оформлен в стиле русской избы: городецкая прялка с украшенным донцем и другие изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки, детская мебель, декоративные тарелки, разделочные доски); - Аудиозапись; - Изображение г. Городца; - Динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки; - Бумажное дерево; - Словарные слова (новые). для учащихся: - Бумага, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой.
Ход урока
Орг. момент 2 мин. Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца. Добрый день! Садитесь. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г. Городец. Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями. Объяснение нового материала (Знакомство) 15 мин.На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей. Ребята, бывают ли солнечные, горящие цветами сани? Бывают в г. Городец. Это маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, так же вырезанных из дерева. Издревле Городец был известен своими резчиками. Изображения русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям. Но не только резьбой славен город. В городе, ребята, находится фабрика «Городецкая роспись», мастера которой создают изделия с росписью, своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно о этой росписи мы с вами побеседуем сегодня. -Ребята, посмотрите, на мой стол и скажите, что вы видите? - А какие эти вещи яркие и нарядные! Посмотрите, у меня в руках прялка. Донце прялки украшено растительным орнаментом. Именно с прялки все началось. Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки. Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний. -Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи? Да, росписи нарядны по колориту. Оранжевый, зеленый, черный, синий. Идет время и роспись развивается. Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров. В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца. Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы. их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента. Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи, познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой. На доске таблички с новыми словами: «Розан», «Купавка». Учитель показывает в росписи розан и купавку. Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой. Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка. С тех пор люди стали изображать его в своих росписях. Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану. А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске. Работа с динамическими таблицами. Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи: - На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап. На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти. На последнем 4 этапе делаем «оживку». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий. - Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка? Они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины. - А что вы скажете про фон цветов? Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой. А сейчас Паша повторит все этапы. Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.
Практическая часть 20 минут Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку. Анализ коллективный 4 минуты Украсим наше дерево! И проанализируем выполненную работу. Посмотрите, ребята, как засияло наше дерево! Все молодцы, выполнили работу. Обратимся к некоторым работам. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны. Итог урока 4 минуты Подведем итоги нашего занятия. -Ребята, с какой росписью мы познакомились? -Кто расскажет, о возникновении росписи? - Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке? -Каковы этапы выполнения розана и купавки? Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч. | |
Просмотров: 4891 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |