Главная » Файлы » Педагогу » Уроки

Урок обучения грамоте "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]"
19.04.2011, 17:23
1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Станем буквы изучать

И научимся читать.

- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.

2. Актуализация опорных знаний.

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

- Как обозначают звуки на письме?

- А со всеми ли буквами знакомы?

3. Знакомство с новым звуком.

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый ... (шкаф)(картинка)

- Выполните звуковой анализ слова шкаф. (1ученик у доски)

- Произнесите первый звук в слове (звук ш). Повернитесь друг к другу. Произнесите звук ш и понаблюдайте как работает речевой аппарат?

Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).

Уточнение характеристики звука ш.

- С каким звуком будем сегодня работать? (Со звуком [ш]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса, твердый).

- Молодцы! А у меня есть тайна, я вам ее сейчас открою, этот звук бывает только твердый и шипящий, и вы в этом сейчас сможете убедиться.

Давайте выполним упражнение «Насос».

Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

На доске вывешиваются таблички со словами:

[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.

Обозначение – синий квадратик.

Знакомство с буквой.

- Как данный звук обозначить на письме? (Звук ш на письме обозначается буквами Ш, ш)

- Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две?

(С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы)

Категория: Уроки
Просмотров: 1723 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]