Главная » Файлы » Педагогу » Уроки

Урок окружающего мира "Значение кровеносной системы"
26.04.2011, 20:50
Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы".






              Этапы  урока



время



1



Психологический настрой на деятельность.



1 мин.



2



Актуализация знаний.



8 мин.



3



Объяснение нового материала



12 мин.



4



Физкультминутка и гимнастика для глаз.



2 мин.



5



Групповая работа по усвоению нового учебного материала.



15 мин.



6



Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.



4 мин.



7



Подведение итогов, комментирование дифференцированного домашнего
задания. РЕФЛЕКСИЯ.



3 мин.



8



Всего



45 мин


Ход урока 

І.
Психологический настрой на деятельность.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас гости.
Поздороваемся. У вас новый учитель. Зовут меня Надежда Васильевна Тимашева, я
приехала из города Кувандыка, работаю в гимназии №1. Сегодня у меня новые
ученики. Надеюсь, что мы с вами подружимся и узнаем много интересного. Дежурный
доложите об отсутствующих. Ребята, вас приветствуют мои ученики из города
Кувандыка.

(Слайд 1)

II.
Актуализация знаний. Сообщение темы и задач урока.

 ( Слайд 2)

- Что это за голубоватые прожилки на наших руках?

(Вены)

- Что вы знаете о крови?

(Жидкость
красного цвета, большая потеря крови ведёт к болезни или смерти человека). 

- В нашем
областном центре
   (Как он называется?)
е
сть областная станция переливания, где находится банк крови. Каждый человек, достигший
1 8 лет
  может стать донором крови, т.е. безвозмездно
сдавать кровь и помогать людям

-Что бы вы хотели ещё о ней узнать? 

(Учитель фиксирует ответы детей кратко  с выводом на экран через проектор)

-Что же, возможно, по окончании урока на некоторые
вопросы мы сможем получить ответ.

Задачи урока: (Слайд 3)

1. Выяснить значение крови.

2. Изучить состав и свойства крови.

- Послушайте
диалог отца и сына

Сын
рассказывает отцу: "Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали "короля и
принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька
подскочила и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я
говорю ей: "Докажи!” - а она: "Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих
принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?”

      
Отец: "Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только
красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех,
кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне
отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными
голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих
и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.

III. Изучение нового материала. 

1. Беседа по
теме:

- Приходилось ли вам порезаться или пораниться? 

- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

- Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая)
 

- Почему? (в ней растворены соли)

- Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и
фосфора)

- Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты
она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце). (Слайд 4)

- Главный принцип его работы - способность сокращаться и
расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя,
при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды.

- Можно ли услышать работу сердца?

 2.
Практическая работа

 1. Положите палец левой руки на запястье правой. 

- Что вы почувствовали? (слабые толчки крови в
кровеносных сосудах или пульс). Проверим частоту вашего пульса. (Засекаю время)
Запишите свои показания. (Запись в тетради) За эту минуту ваше сердце
перекачало по телу от 2 до
4
литров
крови. У взрослого человека частота пульса 60-70
ударов в мин., у ребёнка-90 уд/мин.

 2. Как вы думаете, что будет с вашим пульсом, если мы
пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. 

(Под музыку дети приседают или бегут на месте, в
течение 30 сек.)

Физминутка

Отмечают снова пульс и объясняют, почему произошли
изменения.

 - С каким из высказываний вы согласны? (Слайд…

          1. При беге, движении и работе
начинают работать некоторые мышцы – им нужен воздух- сердце с кровью начинает
его подавать.

2. При движении начинают работать одни и те же мышцы,
им нужно больше питания - сердце с кровью начинает его подавать.

3. При беге, движении и работе начинают работать
многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - сердце начинает подавать их
больше с кровью.

-Таким образом, кровь имеет огромное значение для
человека.

Почему?

3. Работа в
парах.

- Рассмотрите рисунки на стр. 33 и сделайте вывод,
вставив нужные слова в предложение: (Слайд…)

Кровь разносит…..                ,

поддерживает постоянную….. в теле,

снабжает организм…                         ,

выводит…               
вещества,

….. от вредных бактерий.

         ПРОВЕРКА Слайд …

         (Кровь разносит полезные вещества,

поддерживает постоянную температуру   тела,

снабжает организм кислородом,

выводит вредные 
        вещества,

защищает от
вредных бактерий.)
 

 

 4. Работа с
клеткой крови.

С глубокой древности люди понимали значение крови в
организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и
поняли её значение.

-А приходилось ли вам делать анализ крови? Для чего?
(Больны или нет, узнает врач и чем). Для этого нужно хорошо знать её
  состав. Предлагаю вам выступить в роли
исследователей крови. Создадим мини-проект схему «Состав крови».

-Посмотрим на каплю крови под микроскопом. (Слайд …)

 

- Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находится
много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. А из каких
клеток она состоит, вы мне расскажете через 5 минут.

 

- Откройте учебники на стр. 34-35

5. Работа в
группах с учебником.

1 группа - ищет материал о плазме

2 группа - об эритроцитах

3 группа - о лейкоцитах

4 группа - о тромбоцитах

Листы
планирования (получает каждая группа)

1-ая группа

1. Прочитайте на стр.34 -35

2. Вставьте нужные слова в тезис:

Основу крови составляет…

Она состоит из….

Она обеззараживает …

В
плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови
  и после болезни.

          Говорят, что «появился…………..».

2-ая группа

1. Прочитайте на стр. 34.

2. Вставьте нужные слова в
тезис:

Красные кровяные тельца –
это…..

Они переносят в потоке крови ко
всем
  тканям (клеткам) ……..            ,        а от 
тканей  к  лёгким ……

Эритроциты образуются в
…….
                ,

живут……..

-Учитель: 
Каждый день у человека сменяется около 10 млн. эритроцитов.

           3-я группа

1.
Прочитайте на стр.34 -35.

2.
Дополните предложение:

Белые
кровяные клетки – это…….

Эти
клетки борются с………….

4-ая группа

1.
Прочитайте на стр.35.

2.
Дополните предложение:

Кровяные
пластинки, содержащиеся в крови – это…

Они
помогают крови...
    (при порезах и ранах).

Защита.
Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают
её на экране. Презентация (Слайд …)

- Во время защиты будьте
внимательны т.к. эти вопросы
  будут
включены в тест в конце урока

       III.  Первичное понимание

Заполнение схемы

- Итак,
мы познакомились с составом крови. Каков же он?

-
Сколько литров крови у человека? Важно ли поддерживать соотношение между
различными клетками крови постоянным? Почему?

(
Любое заболевание вызывает изменение состава крови)

-
Данную схему оформите
  красиво и
поместите в уголке,

н-р
«Окружающий мир», можно так же и
  памятку
выпустить, «Как остановить кровь».

 IV.
Закрепление. Тест.

1.Дыхание и питание клеток в организме
обеспечивается
:

А)
нервами;

Б)
кровью.

2. Красной делают кровь:

А)
лейкоциты;

Б)
эритроциты;

В)
плазма.

3. Борются с инфекциями, ядами,
микробами
:

А)
лейкоциты;

Б)
эритроциты;

В)
тромбоциты.

4. Помогают остановить кровь при порезах
и ранах:

А)
лейкоциты;

Б)
эритроциты;

В)
тромбоциты.

5. У взрослого человека крови:

А)
4,5 –
5 л;

Б)
2,5 -3л;

В)
6,5 – 7л.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Ключ к тесту

1. б

2. б

3. а

4. в

5. а

Критерии оценки:

 «5» - нет ошибок

«4»  - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - более 3 ошибок

IV.  Рефлексия.

- Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными
для вас?

- Где могут пригодиться эти
сведения вам?

-На какие вопросы,  поставленные вами в начале урока, вы можете
ответит

V. Домашнее задание. Стр.32-36, прочитать, как останавливать кровопотерю при порезах,
носовом кровотечении.

Дополнительный материал

Кровь-это
не однородная жидкость. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая
жидкость- плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В
плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток-
эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу
- переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к
лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев,
потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

         Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки.
Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови
гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая
врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в
организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с
микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма –
лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с
ними вступают не только лейкоциты, Нои плазма крови. Лейкоциты пожирают
микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества,
которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от
повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно
вырабатывать искусственно, делая прививки.

         Третья группа- тромбоциты, кровяные
пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она
вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не
очень много. У взрослого человека 4,5 –
5 литров, а у детей 8 -12
лет всего 3,5 литра.

         Количество крови в организме человека
поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение
года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс
происходит всю жизнь без остановок.

         Постоянным должно быть в крови и
соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и
тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

Категория: Уроки
Просмотров: 1238 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]